Учение апостола Павла об освящении по Посланию к Римлянам

Освящение – тема непростая, но вместе с тем очень важная. Для ознакомления с ней мы ограничимся Посланием к Римлянам, где апостол Павел наиболее полно описывает процесс освящения, в частности, в главах с 6 по 8.

Если выражаться языком Павла, освящение – это хождение в обновленной жизни (Рим. 6:4), отдача себя в рабы Богу для послушания (Рим. 6:16), служение Богу в обновлении духа (Рим. 7:6), жизнь по духу (Рим. 8:9), умерщвление духом плотских дел (Рим. 8:13), водимость Духом Божьим (Рим. 8:14), наше уподобление Христу (Рим. 8:29).

В начале необходимо сказать об этимологии слова. "Освящать" (евр. кадош; греч. гагиос) означает: "отрезать" или "отделить". "Освященный человек – это тот, кто отделен от греховного мира и имеет особые взаимоотношения с Богом. Он не вне мира; но будучи в мире, посвящен или отделен для Бога на божественное служение" 1. Существует как отрицательная, так и положительная сторона освящения. Отрицательная – отделиться от греха; положительная – предоставить себя Богу для служения Ему.

Можно ли спастись без процесса освящения? Апостол Павел утверждает, что нет: "Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим.8:13). Умрете – это о духовной смерти. Христианин рискует духовно умереть, если будет жить своей грешной, невозрожденной природой. Иначе говоря, жизнь по духу (или освящение) – это процесс спасительный, а не бонусный для спасённых: мол, хочешь – освящайся, а хочешь – нет. "В свете всепроникающего антиномизма наших дней, верующему очень важно понимать мысль о неразрывной связи между оправданием и освящением как составляющими спасения; между новой жизнью в Христе и жизнью святости, которую требует и которую дает Иисус. Из-за своих не библейских учений о "легкой вере" и мирского образа жизни служителей и членов церквей, многие церкви, стоящие под знаменами евангельского течения, дают мало свидетельств искупления и святости, которые непременно сопутствуют спасительной благодати" 2. Благодать действует двойным образом. Она не только оправдывает человека, но и освобождает его от власти греха, т.е. исцеляет от духовных недугов. Таким образом, целью, которую имел Бог, послав Сына, было не только наше оправдание через освобождение от осуждения законом, но также и наша святость, обретаемая через подчинение его заповедям. Используя богословские термины, можно сказать, что благодать включает не только оправдание, но и освящение — процесс, который начинается рождением свыше и продолжается на протяжении всей жизни христианина. Освящение совершается силой Духа, живущего в сердце уверовавшего. Речь не идет о том, что мы спасаемся святыми делами. Но данные дела – это проявление веры. Уэйн Грудем, в свою очередь, освящение называет "частью спасительного труда" 3. А Иаков вторит: "Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак. 2:17).

Но что такое дела веры? Как их отличить от наших собственных усилий? Ведь освящение не происходит через исполнение буквы закона! К Римлянам Павел пишет: "…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (7:18-19). Явно, что здесь речь идет о возрожденном человеке, потому что только в нем может быть внутренняя борьба. "Доброго, которого хочу" – это не просто о человеческой доброте, но об исполнении Божьей воли! Джон Стотт утверждает, что в 7 главе Римлянам Павел пишет о человеке, "который не только признает ценность закона, любит его, жаждет его, но и считает себя порабощенным им. Такие слова не могут произноситься устами невозрожденного человека. Несмотря ни на что, Павел испытывает к закону любовь, а не вражду, подчиняется ему, а не бунтует против него" 4. И тем не менее, что-то не так с этим возрожденным. Ведь он все же не является здоровым зрелым верующим, потому что истинные верующие были "прежде рабами греха", но теперь "освободились от греха" и стали рабами Бога и праведности (Рим. 6:17 и далее), а этот верующий все еще считает себя рабом и узником греха (Рим. 7:14, 23). Характерной особенностью этого человека является его особенное отношение к закону. Он в достаточной степени христианин, чтобы радоваться в Божьем законе, однако не настолько, чтобы подчиняться его требованиям. Он совершает ошибку, уповая в деле своего освящения на закон, вместо того чтобы уповать на Духа. Внимательные читатели послания заметят, что глава 7 изобилует местоимениями (я, мне, мои), тогда как 8 глава посвящена Духу Святому. Отсюда вывод: в одной главе христианин пытается жить свято своими силами, а в другой – силой Божьей.

О тщетности человеческих попыток жить свято объясняет понятно Фостер: "Как только мы чувствуем, что можем одержать победу над грехом силой одной своей воли, мы тут же начинаем поклоняться и служить своей воле!" Силой воли нам никогда не справиться с глубоко укоренившимися в нас греховными привычками. Один автор пишет так: "Как только вы начинаете умственно сопротивляться нежеланным обстоятельствам, вы тут же прибавляете им силу – силу, которую они используют против вас же, и вы истощите свои силы точно в той же степени". А другой автор заключает: "Пока мы думаем, что можем спасти себя силой своей воли, мы усиливаем зло в нас" 5. Мы видим, что наша воля имеет тот же недостаток, что и закон: она может иметь дело только со внешними атрибутами. Она недостаточна, чтобы произвести серьезные изменения во внутреннем состоянии нашего духа.

Если все человеческие усилия кончаются банкротством, и на своем опыте мы в этом убедились, тогда не логично ли прийти к заключению, что мы должны только уповать на Бога, что Он придет и изменит нас? Как ни странно, ответ будет: "Нет". Рассуждение наше правильно, а вывод неправилен. К счастью есть то, что мы можем делать. Перед нами не стоит дилемма: либо человеческие усилия, либо бездействие. Потому важно понимать, что в процессе освящения Бог сотрудничает с нами, ведь Он не будет действовать в нас без нашего согласия и нашей веры. Давайте разберемся, что конкретно зависит от Бога, а что от нас.

Прежде всего, освящение стало для нас возможным благодаря искупительной жертве Христа: "Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу", (Рим.8:3,4). Эти стихи хорошо комментирует современный католический экзегет и библеист Денеш Фаркашфалви: "Осуждение греха в преданной на смерть плоти Христа осуществляет ту цель, в достижении которой закон потерпел неудачу. Дух Божий наполняет обновленного во Христе человека движением любви, и, движимый этим внутренне присущим его обновленному естеству побудительным началом, человек становится исполнителем заповеди любви" 6. Пятидесятница стала возможна лишь благодаря Голгофе и воскресению Христа! Итак, основанием нашего освящения является Евангелие. Лишь после того, как вместо закона пришла Благая весть, а вместо написанного свода правил пришел Святой Дух, поражение сменилось победой. Святость — это плод тройственной благодати: Отца, пославшего Сына Своего в этот мир, и Духа Своего — в наши сердца.

Второй момент, уже упомянутый, почему освящение для нас возможно, можно прочитать также в послании: "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" (Рим.8:15). Мак-Артур пишет: "Святой Дух для верующего – то же, что Бог Творец для физического мира. Без Бога физический мир не существовал бы. Он создан Богом и постоянно поддерживается Его всемогущей силой. То же самое для христиан и Святой Дух. Он – Божественное начало, создающее, поддерживающее и сохраняющее духовную жизнь в тех, кто верит в Иисуса Христа. Именно Святой Дух в конце концов приведет каждого верующего к полному спасению, дав ему вечную славу перед Богом" 7. Со времени Пятидесятницы Святой Дух пребывает во всех верующих, озаряя их разум для понимания и применения Божьего Слова, облекая их для освящения. Он наполняет и запечатлевает их, общается и дружит с ними, ходатайствует за них, утешает, увещевает, очищает и дает им силы противостоять греху и служить Богу. При этом не нужно думать, будто освящение — отчасти дело Бога, а отчасти — человека. Верно то, что Бог осуществляет освящение посредством самого человека как разумного существа, требуя от него молитвенного и осознанного сотрудничества с Духом Святым.

Теперь же поговорим о нашем участии в освящении. Мы играем в освящении как пассивную роль, поскольку в освящении мы зависим от Бога, так и активную, поскольку стремимся повиноваться Богу и предпринимаем шаги, которые увеличивают наше освящение. В первом случае Библия повелевает нам доверять Богу и молиться о том, чтобы Он освятил нас. Павел говорит своим читателям: "Представьте себя Богу, как оживших из мертвых" (Рим. 6:13), и велит римским христианам: "Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим. 12:1).

Апостол также пишет и о нашей активной роли: "если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим. 8:13). Заметим, что не Святому Духу дается повеление умерщвлять дела плотские, а христианам! Бог не будет делать за нас нашу работу! Умерщвлять дела плотские – значит говорить своей грешной эгоцентричной природе "Нет!", то есть не идти у нее на поводу, не давать ей господствовать над собой. Мы ответственны за такой самоконтроль перед Богом. Но как это делать? Силой своей воли? Нет! Апостол пишет, что Духом. Хотя в синодальном переводе в 8:13 слово «дух» написано с прописной буквы, оно указывает на Святой Дух. Если бы слово относилось к человеческому духу, то мы встретились бы с определенными трудностями, объясняя слово "вы" в следующих предложениях, ибо до этого "я" и "внутренний человек" использовались взаимозаменяемо. Кроме того, следующий стих, кажется, требует ссылки на Святого Духа в этом стихе. Таким образом, "Духом" означает: "при помощи Святого Духа, который живет в вас". Стих говорит, что при помощи пребывающего Духа христианин может практиковать самоконтроль. "Святость взывает к христианской дисциплине в силе Духа. Смерть является неизбежным результатом либо самовозвеличивания, либо веры в самого себя — возвеличивания плоти (Рим. 6:23) или попытки жить, опираясь на плотские возможности (Рим. 7:7-25)" 8. Не просто так в приведенной цитате автор подчеркивает, что наша духовная дисциплина должна быть в силе Духа Святого. Знать механизм духовной дисциплины ни в коей мере не означает знания ее самой! Духовная дисциплина – это область внутренняя, и расположение сердца гораздо важнее для вхождения в область духа, чем исполнение всех практических советов. В своем энтузиазме немедленно воплотить в жизнь все предлагаемые дисциплины мы можем именно в этом и промахнуться. Жизнь, угодная Богу, – это не ряд религиозных обязанностей. Единственное, что нам нужно делать, – это жить жизнью близких отношений с Богом, "Отцом светов, у которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1:17). Другими словами, молитва должна быть не ради совершения ритуала, как и изучение Писания – не ради только приобретения библейских знаний. Дисциплина – не самоцель, а средство для достижения цели. Например, фермер не может растить зерно. Всё, что он может делать, – это создать условия, при которых зерно будет расти. Он кладет зерно в землю, где естественные силы начинают действовать, и зерно растет. Таков же путь внутренней дисциплины: она есть сеяние в дух. Дисциплина – это Божий путь помещения нас в почву: в почве Он может выращивать нас и преобразовывать изнутри. Сами по себе все духовные упражнения ничего не могут произвести; они только помещают нас в то место, где с нами может быть сделано нечто. Они являются средствами Божией благодати. Внутренняя праведность не изливается на наши головы. Бог предназначил дисциплину внутренней жизни для того, чтобы посредством ее помещать нас туда, где Он может нас благословить. Таким образом, христианская жизнь — это жизнь в Духе, то есть жизнь, подкрепляемая, оживляемая, направляемая и обогащаемая Святым Духом. Без Него истинно христианское бытие немыслимо, просто невозможно. "Освящение не следует представлять как естественный процесс духовного развития человека и низводить до уровня человеческого достижения, как это делают многие современные либеральные богословы" 9.

Сегодня часто смешивают человеческую нравственность и святость, учат спасению посредством нравственного развития. Человек может продемонстрировать видимые моральные улучшения, но при этом процесс освящения в нем мог никогда так и не начаться. Библия призывает к нравственному совершенствованию не самому по себе, а по отношению к Богу, ради Бога и для служения Богу. Ошибочно думать, будто процесс освящения происходит психологическими трюками: посредством силой убеждения или мотивирования воли. Когда же мы приходим в отчаяние, стремясь добиться внутреннего изменения своими собственными усилиями, то открываемся чудной истине: внутренняя праведность есть дар Божий, который нужно благодарно принять. Изменение внутреннего человека – это Божий труд, а не наш. Требуется труд внутри нас, и только Бог может совершать труд внутри человека. Мы не можем ни достигнуть, ни заработать эту праведность Царства Божьего, но это данная нам благодать. По своей сути, освящение осуществляет Сам Бог при помощи определенных средств. А человек может и должен сотрудничать с Богом, правильно используя эти средства.

Итак, как наглядно мы можем показать процесс освящения? Представим себе песочные часы. Они имеют два отделения, что соединены узеньким каналом. Через это маленькое соединение песчинки попадают из верхнего отделения в нижний. Что-то подобное происходит и в возрожденном христианине. В его воскресшем духе поселяется Дух Божий. Однако душа еще под властью грешной природы – старые наклонности, грешные привычки ее побеждают. Поэтому необходимо освящение души – это когда Божий свет, что уже присутствует в возрожденном духе, проникает в душу. А каналом, через который сочится это Божественное сияние, является наша духовная дисциплина (молитвенная жизнь, размышление над Писанием). Вот потому так важно иметь святое постоянство в нашей духовной практике, чтобы двери в душу всегда были открыты. А если мы не регулярны в духовной дисциплине (не выделяем ежедневно время для общения с Христом), то тем самым мы перекрываем кислород для своей души, и она, обессиленная в грехах, вновь страдает.

В 8 главе Римлянам апостол упоминает некоторые средства для нашего освящения. Прежде всего, это размышления над Божьей истиной, над Его волей, над Ним Самим: "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном" (Рим. 8:5). Настрой нашего разума определяет наши намерения, наши взгляды, цели, жизненные ориентиры и надежды. Мыслить о плотском – значит мыслить о самом себе, о жизни ради самого себя, в которой человек опирается на свои собственные силы. Павел уже показал в главе 7, что такая жизнь губительна для человека, поскольку она отделяет его от Бога, ведет к неизбежным последствиям — распаду личности и порочности. Плотской человек в центр своих размышлений ставить свои желания и цели, свой комфорт. И совсем не обязательно, что плотские мысли явно безнравственны. Их отличительная характеристика в том, что они кружатся вокруг твоего "я", тогда как духовный человек забывает о себе, ведь ему важнее жить Божьей волей. Люди, живущие духовной жизнью, стремятся искать "горнего, где Христос сидит одесную Бога", искать жизни, которая "сокрыта со Христом в Боге" (Кол. 3:1,3). Эта жизнь приносит удовлетворение, поддерживается и направляется Богом во Христе. Вывод: христианин не станет духовным только через внешние поступки: необходимо, чтобы он приучал себя больше размышлять о Боге, концентрироваться на Нем и забывать о себе. Многие Божьи истины становятся ясными, только когда мы с настойчивостью углубляемся в Священное Писание и даем Господу возможность наделить нас более глубоким пониманием. Давид подает нам пример, говоря: "В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою" (Пс. 118:11). Наше мышление касается нашего истинного отношения к Богу. И наш нынешний образ жизни, и наша судьба в вечности зависят от того, на что направлен и чем занят наш разум.

Второе освящающее нас средство – это регулярное общение с Богом в молитве: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8:26). Как видим, живую и угодную Богу молитву отличает то, что в ней участвуют две личности – сам молящийся и Святой Дух. Именно Он подкрепляет нас в немощах. А что такое немощи в данном случае? Хорошо объясняет Грейтхауз: "Наши немощи охватывают все виды человеческого несовершенства: воздействие человеческого греха на наши тела и умы, раны нашей прошлой греховной жизни, предубеждения, которые порой мешают Божьим планам в нашей жизни, неврозы, которые приводят к эмоциональной депрессии и заставляют нас "выходить из себя", телесное и умственное истощение, вызванное болезнями и возрастом, идиосинкразии, вызванные особенностями нашего темперамента и воздействующие на нас самих и на окружающих нас людей, и множество других проблем, которые наследует наша смертная плоть" 10. И конечно, в своем слабом состоянии мы сами по себе не знаем, как именно молиться, чтобы молитва, зачастую вызванная субъективными земными мотивами и переживаниями, соответствовала Божьей воле. Наша проблема состоит не только в неспособности найти правильные слова: мы даже не знаем, что нам на самом деле нужно. И когда мы не можем просить Бога о помощи, в которой нуждаемся, об этом за нас просит Дух. Он знает, о чем молиться, потому что Он и наши сердца знает, и волю Божию относительно нас. Такая молитва не будет эгоцентрична. Важно упражняться в таких молитвах постоянно, отдавая себя в руководство Господа. У Него есть цель относительно людей, и Дух помогает нам молиться в соответствии с этой целью.

Третье освящающее средство – это жить надеждой: "Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении" (Рим. 8:25). Мы уже не те, какими были в прошлом, но еще не те, какими будем. Христианская надежда — это не просто те желанные мысли, которые мы в себе вынашиваем, это не "журавль в небе". Но это уверенное ожидание, основанное на воскресении Христа и факте, что Бог обязательно осуществит окончательное спасение, залогом которого уже стал Святой Дух. В этой жизни мы не можем ощутить наше прославление, но можем надеяться на него. Но поскольку надежда верующего основана на Божьем обещании, то в завершении своего спасения он может быть уверен даже тверже, чем в том, что он видит своими глазами.

Выше мы уже говорили, что в освящении христиане имеют две позиции - пассивную и активную. И в обеих нам необходимо совершенствоваться: "Важно, что мы возрастаем как в пассивном доверии Богу в деле освящения, так и в нашем активном стремлении к святости и большему послушанию. Если мы пренебрегаем активным стремлением повиноваться Богу, мы становимся пассивными, ленивыми христианами. Если мы пренебрегаем пассивной ролью доверия Богу и стремления к Нему, мы становимся гордыми и самодостаточными. И в том и в другом случае наше освящение сильно страдает от этого. Мы должны стремиться и к вере, и к усердию одновременно" 11. К этому важно добавить, что степень освящения зависит от меры христианской веры и настойчивости, с которой человек постигает Христа.


  • 1 Гарет Л. Риз. Критический и эгзегетический комментарий к книге апостола Павла «Послание к Римлянам». – Русское издание: Духовная Академия Апостола Павла, 2004 г.
  • 2 Мак-Артур Дж. Ф. Толкование Послания к Римлянам.
  • 3 Грудем, Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение: Пер. с англ. — СПб.: Мирт, 2004. — 1453 с.
  • 4 Стотт, Джон. Послание к Римлянам.
  • 5 Фостер Ричард – Прославление дисциплины.
  • 6 Фаркашфалви Д. Послание к Римлянам: Комментарий к греческому тексту. – Москва, 2005.
  • 7 Мак-Артур Дж. Ф. Толкование Послания к Римлянам.
  • 8 Уильям Грейтхауз при участии Джорджа Лайонса. Послание к Римлянам. Комментарии веслианской традиции. – "Библия для всех", Санкт-Петербург, 2010 г.
  • 9 Луи Беркхоф. Систематическое богословие. – Минск, "Полиграфкомбинатим. Я. Коласа", 2014.
  • 10 Уильям Грейтхауз при участии Джорджа Лайонса. Послание к Римлянам. Комментарии веслианской традиции. – "Библия для всех", Санкт-Петербург, 2010 г.
  • 11 Грудем, Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение: Пер. с англ. — СПб.: Мирт, 2004. — 1453 с.