Размышления по книге Есфирь

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, на наставления в праведности,» (2Тим.3:16)

Книга Есфирь – единственная книга в Библии, где нет ни одного упоминания о Боге (только в русском синодальном переводе есть одно упоминание в 7-й главе).

Чему же может она научить нас? В чем обличить? Как исправить? И какие из нее можно взять наставления в праведности?

Я думаю, многие из нас знакомы с сюжетом этой книги, потому что он очень захватывающий. Как сказали бы современные читатели, настоящий блокбастер! Но давайте присмотримся повнимательнее и постараемся разглядеть за этим бурно развивающимся сюжетом Бога, Который никогда не остается в стороне, даже если люди этого не замечают.

События этой книги развиваются в престольном городе Сузы, столице могущественного Мидо-Персидского царства, распространившего свои пределы в то время от Индии до Эфиопии. Среди многочисленных народов, населявших это царство, живут и евреи, Божий народ, которые были взяты в плен из-за своего непослушания Господу. Через Своих пророков Бог взывал к народу, просил их обратиться, предупреждал о наказании. Но народ был глух, и страшное бедствие Вавилонского пленения сделало их опять рабами.

Бог наказывает, Бог и милует. Как Он обещал через Своего пророка Иеремию, через 70 лет Его раб, языческий царь Персии Кир отпускает евреев в Иерусалим, отдает им их золото, и народ под руководством Зоровавеля возвращается, чтобы строить храм.

Книга Есфирь написана в промежуток времени между тем, как часть народа Божьего вышла из плена, чтобы строить храм, и второй волной переселения вместе с Неемией для восстановления стен Иерусалима.
Как легко и быстро люди привыкают ко всему, даже к положению рабов. Так привыкли и евреи жить в чужой стране, где их унижали, где жизненные ценности и нормы были противны тому, чему их учил Господь. Многие из евреев не пошли в Иерусалим строить храм. Наверное, им и в Сузах и других городах Мидо-Персии жилось неплохо.

Давайте за всеми событиями, разворачивающимися в книге Есфирь, постараемся увидеть руку Божью, управляющую этими событиями для достижения Божьих целей.

Вот царица Астинь отказалась прийти на пир, который устроил ее муж царь Артаксеркс и праздновал уже 187 дней! Почему она не пришла? Существуют разные версии. Но какой бы не была причина, по указу царя она была лишена царского достоинства, которое должно было перейти к другой.

Другой пока нет. Царь печалится. Ему советуют выбрать из множества девиц и объявляют «конкурс красоты». Как сталось так, что еврейская девушка Есфирь была взята в дворец и полюбилась царю? История умалчивает. Только видим, что воспитана эта девушка была по-особенному, где бы она ни была, она располагала к себе людей. Вот царь расположился. И сделал ее царицей.

Вот ее брат Мардохей как будто бы случайно раскрыл заговор против царя. Его никак не отблагодарили, но в книгу памятных дел записали.

А дальше события развиваются стремительно и захватывающе. Мардохей, нарушая царский указ, не поклоняется Аману Вугеянину. Почему Аман замышляет уничтожить весь Иудейский народ, не довольствуясь только отмщением Мардохею? Интересно происхождение Амана. Оказывается, он потомок Амаликитян, вечных врагов Израиля и Бога. А у Бога вечная брань с Амаликом (Исх.17:16).

Замыслив такое зло против Иудеев, Аман бросает жребий (или пур), чтобы выбрать время казни. Жребий выпадает на 13 Адар, последний месяц, а указ об уничтожении евреев вышел в первый месяц Нисан. Кто управлял жребием, дав почти год времени?

Что же происходит за это время? Народ в посте и молитве обращается к Богу. Есфирь исполняет то, для чего она оказалась царицей: вступается за свой народ. Как интересно Бог отвечает на молитвы Своего народа: еще сильнее возгорается ненависть Амана к Мардохею; царь ночью не может уснуть; решил почитать памятную книгу, нашел благодеяние Мардохея, за которое тот не получил воздаяние. Царь решил возвысить Мардохея. А Аман пришел просить царя о его казни. Но как случилось, что все замыслы врага обратились ему же на голову? А то, что он мечтал получить себе, получил его злейший враг? Разве не видна за всем этим Божья рука, которая «унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие» (1Цар.2:7-8).

Чудесное избавление пришло! Народ Божий спасен! Враги повержены! Цель Божья достигнута: Его народ обратился к Богу Своему. Их сердца возрадовались не только о спасении, но и о великой милости Божьей вновь и вновь явленной им.

Порою и мы за чередой событий и обстоятельств не видим руки Божьей. Привыкаем жить, как и все вокруг, забывая о Божьих ценностях и приоритетах. И чтобы обратить наши сердца к Себе, Господь может допустить в наши жизни «аманов», которые желают нам зла. Но даже если в планах врага все уничтожить, и он уже стал реализовывать свои коварные планы, это вовсе не означает, что Бог забыл о нас и никак не действует. Он управляет событиями и людьми. Он в силах обратить зло в добро. Он хочет лишь, чтобы мы обратились к Нему всем сердцем.

И у Бога есть те, кто является инструментами в Его руках: Мардохеи и Есфири: те кто остается верными Ему и даже если им грозит смертельная опасность, все же дерзают сделать хотя бы один шаг.

Лия Алиева,
Кисловодск, Ставропольский край