Свидетельства об Иисусе Христе вне Евангелий

Существует мнение, что Иисуса Христа, как исторической личности никогда не было, потому что история о Его жизни описана только в Новом Завете. Жил ли Иисус Христос на самом деле? Есть ли достоверные исторические источники, рассказывающие о Христе, кроме Евангелий и посланий Апостолов? Эти вопросы интересуют многих людей. Итак, какие существуют исторические свидетельства, помимо самой Библии, которая сама по себе является великолепным историческим документом, рассказывающие о Христе?

Наиболее известные свидетельства о том, что Иисус Христос, как историческая личность действительно существовал можно найти в работах таких античных историков, как Иосиф Флавий и Публий Корнелий Тацит.

Иосиф Флавий — еврейский историк I века, родился в 37 г. и является автором исторических трудов: «Иудейская война», «Иудейские древности», «Автобиография». Одна из наиболее известных его работ — «Иудейские древности», описывает историю еврейского народа от сотворения мира. Иосиф Флавий знаменит не только литературным трудом, но также участием в Иудейской войне, которая длилась с 66-ого по 74-ий год. После неудачной защиты от римлян города Иотапату (Йодфат) сдался римскому полководцу Веспасиану, в то время как многие его соратники предпочли плену самоубийство. После этого Иосиф Флавий сотрудничал с римлянами.

В «Иудейских древностях» описано как первосвященник Анан, воспользовавшись смертью римского наместника Феста, который упоминается в Новом Завете Деян. 24:27; Деян.25:1-32 в связи с расследованием дела Апостола Павла, чтобы предать Иакова, брата Иисуса Христа, смерти (20 книга 9 глава).

«Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями»

Итак, в этом отрывке упоминается брат Иисуса Христа, который обратился в христианство, видимо, после того, Христос воскрес (Иоанна 7:5; 1 Кор. 15:7) и подтверждается факт, что некоторые считали Иисуса Христом, т.е. Мессией или Помазанником.

Самое большое упоминание об Иисусе Христе, и вызывающее множество споров, содержат «Иудейские древности» Иосифа Флавия (18 книга 3 глава). Ниже приведен отрывок из нее:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени»

В разные времена по-разному относились к этому отрывку. Ранние христиане считали его бесспорным доказательством существования Христа и Воскресения. В поздние эпохи, к подлинности фрагмента относились с сомнением. В наши дни отрывок считается аутентичным, хотя, возможно, содержит более поздние вставки.

К таким вставкам (т.е. дописанным фразам, которых по мнению исследователей у Иосифа Флавия быть не могло) относили: «если Его вообще можно назвать человеком» — указание на сверхчеловечность Христа; «То был Христос» и «На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки» — указание на мессианство и воскресение Христа.

Итак, исключая вероятные поздние вставки, фрагмент из «Иудейских древностей» содержит важную информацию о Христе, а именно то, что Он был наставником людей, имеющим большое влияние, как на соплеменников, так и на иноземцев, что Он был распят, но, тем не менее, оставил после себя многих последователей.

Упоминание об Иисусе Христе в трудах Иосифа Флавия важны с той точки зрения, что их историческая достоверность подтверждена археологическими раскопками. Например, сведения об Иудейской войне подтверждаются раскопками в Масаде (древняя крепость у юго-западного побережья Мёртвого моря в Израиле).

Римский историк I века Публий Корнелий Тацит, также упоминает о Христе, в одном из своих исторических трудов под названием «Анналы». Достигнув вершины своей политической карьеры (в 97 г Тацит добился высшей магистратуры консула), был невольным свидетелем произвола императоров и сената. После убийства императора Доминиана, Тацит решил описать события последних десятилетий.

В «Анналах» Тацит описывает преследования христиан со стороны императора Нерона:

«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому»

Этот фрагмент свидетельствует о большом распространении христианства и о Христе, как о реально существующей личности, который стал основателем нового учения.

О Христе упоминает сатирик II века, Лукиан из Самосаты, высмеивающий в своих произведениях одинаково, как язычников, так и христиан. Лукиан родился около 120 г. в городе Самосаты, Сирия. Был странствующим ритором, долго жил в Афинах, занимаясь литературным трудом. В своем сатирическом произведении «О кончине Перегрина» пишет:

«христиане ведь еще и теперь почитают того великого человека, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства.»

«Ведь эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут всегда жить; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут ее сами. Кроме того, первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам.»

Упоминание о Христе встречается в письмах Плиния Младшего, в 112 году легата в Вифинии (северо-запад современной Турции). До наших дней дошла значительная часть переписки Плиния Младшего с императором Траяном. В одном из писем Плиний Младший спрашивает совета, как поступать к христианам и предоставляет сведения, полученные им во время допросов.

«Вся их вина, по их словам, состояла в том, что в известные дни, рано утром, они сходились вместе и пели песнь Христу, как Богу, что во имя религии они обязывались не на преступление какое-нибудь, но к тому, чтобы не красть, не грабить, не прелюбодействовать, честно держать свое слово и возвращать вверенные залоги, что после этого они расходились и затем собирались снова для вкушения пищи, впрочем, обыкновенной и невинной.»

Все вышеперечисленные свидетельства доказывают существование Иисуса Христа, подтверждают Его казнь и распространение Его учения после нее.