История христиан-баптистов Крыма

Считается, что первые христиане появились в Крыму почти одновременно с возникновением христианства в I в н.э. Апостол Андрей Первозванный, прошел с благовестием побережье Черного моря, Крым и Скифию. В начале 60-х годов I века корабль доставил святого Андрей в Босфор (нынешняя Керчь), оттуда он отправился проповедовать в Феодосию, «город многолюдный и образованный», а затем по Южному берегу пошел в Херсонес.

Население древней Тавриды было разнородным и разноплеменным: на побережье уже выросли крупные греческие города с развитым рабовладельческим строем, в крепостях размещались римские легионы, в городах и в торговых поселках встречались евреи, население предгорной и степной части полуострова представляло собой смешанный этнический состав, известный тогдашнему цивилизованному миру под общим наименованием скифов.

Часть местных жителей, вняв апостольскому слову, приняли христианскую веру. А херсонеситы еще долго оставались верны языческим богам. Сюда, в каменоломни был сослан в 94 г. один из отцов Церкви, святой Климент, папа Римский. Он застал здесь уже около двух тысяч христиан – число по тому времени немалое.

С великими трудностями столкнулись семь епископов, один за другим отправившиеся в Тавриду проповедовать Слово Божье, шесть приняли мученическую смерть в Херсонесе. В 655 г. в город был сослан и в том же году умер папа Мартин.

861 г. в Херсонес прибыли христианские миссионеры братья Кирилл и Мефодий. По свидетельству летописца они нашли Евангелие и Псалтирь, «русскими письменами писанные», что помогло им при составлении славянской азбуки. Здесь, в древнем Херсонесе, в 988 г. принял крещение киевский князь Владимир и принес свет христианской веры на Русь. В VIII в. из Константинополя, спасаясь от преследования, бежали на окраину империи монахи – иконопочитатели. В Крыму, в труднодоступных местах, на вершинах гор основали они «пещерные» монастыри: Инкерманский, Успенский, Шулдан, Челтер, Качи-Кальон. Свет Христов никогда не угасал в богоспасаемой Тавриде, даже в период владычества крымских ханов христианская жизнь продолжалась в Георгиевском «окрестности Севастополя» и Успенском, Бахчисарайском монастырях.

В 1783 г. Крым был присоединен к России. Императрица Екатерина II повелела заселить пустующий край крестьянами из южных районов Украины и России, а также пригласить иностранцев, предоставив им льготы. В 1804 – 1805 гг. на полуостров начали приезжать немецкий колонисты, по вероисповеданию католики, евангельские христиане, меннониты, позже появились «штундисты». Они основали компактные поселения – колонии в Симферопольском уезде – Нейзац, Фриденталь, Розенталь, в Феодосийском – Цюрихталь, Гельбрун, Судак, Герценберг. В 1810 гг. в Симферопольском уезде немцы основали колонию Кроненталь. На новой родине переселенцы старались сберечь свою культуру, язык и национальные традиции, строго соблюдали религиозные обряды. Работавшие в немецких колониях русские и украинские крестьяне, в великом порыве богоискательства, воспринял Слово о Боге Живом, о необходимости покаяния и возрождения, они желали читать Священное Писание и слушать Слово Божье. Их стали называть «штундами». Название штундизм происходит от немецкого «stunde» («час»): имеется в виду время, которое посвящалось чтению и обсуждению Писания.

Церковь евангельских христиан-баптистов в г.Бахчисарае
Молитвенный дом Бахчисарайской общины евангельских христиан ( 1955 год )

В Таврической губернии баптизм начал активно распространяться сначала 80 – х годов XIX века в селах Нововосильевка, Остраханка и Новоспасское Бердянского уезда, где с 20-х годов XIX века проживали молокане, а также в Севастополе. Они восприняли идеи баптизма о необходимости принимать святое крещение в сознательном возрасте, и с 1878 г. среди таврических молокан стали возникать общины баптистов. С 1880 г. их начали посещать проповедники: В.Г. Павлов, Иоганн Вилер, И.Г. Рябошапко, Е.М. Богданов, Н.И. Воронин, Ф.В. Бедекер, Герман Фаст.

Русское слово «баптист» происходит от греческого «баптизо», что означает «окунаю, крещу». Библейская форма крещения полное погружение в воду символизирует собой смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа (Рим. 6:3-5). Отсюда и происходит название объедения верующих «баптисты», которые используют библейскую форму крещения взрослых людей через полное погружение в воду.

Церковь евангельских христиан-баптистов в г.Феодосия
Молитвенный дом Феодосийской общины евангельских христиан ( 1955 год )

В мае 1882 г. представители всех южнорусских течений баптизма съехались на совместную конференцию в колонию Рюкенау. Главное внимание уделили делу миссии: был создан Комитет для ведения миссии, ставшей первой объединяющей всех баптистов организацией, его возглавил И. Вилер, избраны миссионеры. В начале апреля 1884 г. в Петербурге по инициативе В.А. Пашкова и М.М. Корфа собрался первый объединённый съезд верующих «петербургского пробуждения» («пашковцев»), русско-украинских баптистов, «братских меннонитов» и штундистов. В 1884 г. состоялся первый самостоятельный съезд русских баптистов в селе Нововасильевке Таврической губернии, провозгласившей создание Союза русских баптистов Южной России и Кавказа. Здесь был рукоположен на пресвитерское служение в селе Остраханке Ф.П. Балихин. В 1886 г. на очередном съезде на посту главы Союза И. Вилера сменил Д.И. Мазаев. К началу 1890 гг. руководство Союзом и Большинством общин перешло в руки русских проповедников. Баптистское движение ширилось, все больше привлекая людей, ищущих духовного возрождения.

Первой общиной в Крыму, члены которой приняли название «евангельские христиане», стало Севастопольская община, образованная в 1888 г. Она дала начало еще двум: Симферопольской (1894 г.) и Ялтинской (1900 г.); также образовались Евпаторийская (1895 г.) и Керчь — Феодосийская общины (1908 г.).

Отношение светских и церковных властей к баптистам и евангельским христианам отличалось крайней непоследовательностью: то применялись суровые репрессии, то разрешали проводить богослужения и собрания. После циркуляра Министерства внутренних дел от 4 июля 1894 г., объявившего штундистов (к которым причисляли баптистов и евангелистов) «одной из наиболее опасных в церковном и государственном отношениях сект», развернулась кампания репрессий, начались аресты и ссылки.

Гонения не остановили развитие баптизма: ежегодно нелегально проводились съезды, создавались миссионерские организации, и в результате по всей стране появлялись новые общины. Революция 1905 г. принесла баптистам кратковременный период почти полной свободы. 17 апреля 1905 г. был издан и обнародован именной указ «Об укреплении начал веротерпимости», позволивший верующим открыто собираться на богослужения. Благодаря закону от 17 октября 1907 г. «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» общины обрели легальный статус и практически беспрепятственно осуществляли миссионерскую деятельность. Вскоре были зарегистрированы общины во многих городах Крыма. Верующие собирались для чтения Библии и молитв, каждый месяц устраивали вечерю любви с чаепитием, сладостями и духовными беседами. Крестили раз в году в море или в открытых водоемах. В Петербурге издавались духовные книги, журналы «Христианин» и «Баптист», газета «Утренняя звезда», сборники нот и гимнов.

Новая волна репрессий начинается в конце 1910 г. с циркуляра Министерства внутренних дел «О порядке проведения сектантских собраний». Согласно этому документу, регулярные собрания могли проводиться без специального разрешения властей только внутри специальных помещений. Чтобы провести дополнительные мероприятия за пределами зарегистрированного помещения, община должна была обращаться в полицию за разрешением. Запрещалась евангелизация и обучение несовершеннолетних, а также специальные собрания по изучения Библии. Представитель полиции должен был присутствовать на каждом молитвенном собрании.

Во время Первой мировой войны представителей евангелических конфессий начали притеснять как потенциальных предателей на том основании, то их вера имеет иностранное происхождение. По распоряжению от 10 января 1915 г. командующим Одесским военным округом из Крыма в Томскую губернию были высланы все активные братья и руководители общин. Более 40 человек, обвиненные в политической неблагонадежности, отправились по этапу в Сибирь, среди них оказались Г.П. Костюков, Ф.Ф. Шенеман, уже пожилой человек, И. Тарасенко.

После Февральской революции 1917 г. настало время долгожданной свободы: политических заключенных и верующих освободили из тюрем и мест заключения, вернулись в свои семьи служители Евангелия, общины могли открыто собираться и проповедовать благую весть, открывались Дома молитвы, действовали воскресные школы, регулярно проводились съезды и конференции.

28 – 30 ноября 1924 г. в Симферополе состоялся Первый съезд евангельских христиан Крыма с целью объединить все группы и общины евангелистов (меннонитов, евангельских христиан и баптистов), создать единый Крымский центр. Съезд начался торжественным молитвенным собранием, на котором прибывшие делегаты говорили приветственные проповеди, вознесли благодарственную молитву за возможность провести съезд, а также просили Господа ниспослать благословение на предстоящую работу. В 1925 г. прошли два съезда, посвященные вопросу миссионерства: количество общин увеличилось, а разъездных проповедников, духовной литературы не хватало. В том же году из Евпатории в Симферополь переместился Совет евангельских христиан-баптистов, возглавляемый до 1927 г. Н.П. Бакуном, затем председателем избрали В.И. Колесникова.

С 3 по 8 июля в Симферополе состоялся Третий съезд евангельских христиан Крыма. Делегаты в надвигающихся сложных условиях безбожия говорили о благовестии, о прославлении Господа в музыке и пении, о воспитательной работе в общинах, о строительстве Дома молитвы в Симферополе. Надзиратель 5-ого участка милиции г. Симферополя докладывал: «Затяжка съезда выразилась главное в том, что они много времени уделяли молитве» (ГААРК, Ф. Р-663 оп. 10, д. № 1291, л.62 — 63). Братья молились, еще не зная, что это из последняя встреча перед долгой разлукой.

С 1929 г. до начала Великой Отечественной войны общины испытывали огромное давление властей, которое выражалось в ограничении их прав и деятельности, а также массовых репрессиях. Сигналом к началу гонений послужил Циркуляр ВЦСПС № 53 «Об усилении антирелигиозной пропаганды» (1 марта 1929 г.) и второй Всесоюзный съезд воинствующих безбожников (апрель 1929 г.), на котором была принята «антисектантская» резолюция. В 1928 г. арестовали П.Д. Тарасенко – бессменного председателя Совета евангельских христиан Крыма. Одни пресвитеры были репрессированы, другие вместе с семьями покинули Крым. В 1929 г. осталось 56 проповедников-евангелистов. Дома молитвы повсеместно закрывали, общины снимали с регистрации. Но церковь продолжала жить. Верующие собирались небольшими группами по домам, постоянно меняя адрес встреч.

После окончания войны до 1948 г. общины регистрировались, церковь в это время жила полноценной духовной жизнью. С фронта, из ссылок возвращались братья, на проповедь становились сильные в вере духовные наставники: Г.П. Костюков, А.Ф. Августинович, А.Т. Волков, Г.М. Леонов, М.И. Даньшов и др. В 40 – 50-е годы церковь пополнилась молодым поколением, в 1946 г. крещение приняли более 30 молодых людей. Постоянно проводились встречи, молодежные собрания.

В это время областным пресвитером был А.Ф. Августинович. Член Ялтинской церкви Е.П. Кобзарь вспоминает: «Из всех областных пресвитеров выделялся Аркадий Федорович Августинович, который был учеником Каргеля В.И. Он часто навещал церкви…».

В 1947 г. в Крыму насчитывалось 18 зарегистрированных общин ЕХБ, объединивших 1102 человек. Однако власти, обеспокоенные активным ростом религиозных общин и групп, начинают новый период атеистической борьбы. С 1947 г. постепенно прекращают регистрацию, закрывают Дома молитвы, верующим запретили благовествовать в общественных местах, приводить в церкви детей и молодежь, сильных проповедников не допускали к проповеди, за малейшее нарушение снимали с должности пресвитеров. В 1946 г. Августинович за активную деятельность был освобожден от обязанностей старшего пресвитера области, временно его заменил Г.П. Костюков, а с 1948 г. на эту должность избран А.В. Кодымский. Но, несмотря, на гонения, аресты, общественное порицание, церковь росла и крепла. В апреле 1956 г. областным пресвитером стал К.Л. Калибабчук, заместителем – А.В. Камышанский.

25 декабря 1971 г. в Симферополе состоялось областное совещание пресвитеров, на котором страшим пресвитером Крыма избрали В.С. Мещерякова. В трудное время ему довелось возглавить церковь. Верующих притесняли, случалось, увольняли с работы, в церкви не допускали детей, школы и вузы активно занимались атеистическим воспитанием. В отчете читаем: «Работники прокуратуры, милиции, комсомольского оперативного отряда, народного образования совместно выработали программу действия предотвращения проведения «Праздника урожая» баптистами, что послужило к срыву намеченного мероприятия баптистов. В 1974 г. такой праздник у баптистов состоялся» (ГААРК, Ф.Р – 3909, оп.1, д. № 69, л.9).

Отношение к евангельским христианам-баптистам стало постепенно меняться после обнародования Указа Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 1 октября 1976 г., утвердившего положение о религиозных объединениях в Украинской ССР. В нем говорилось: «1. В Украинской ССР гражданам обеспечивается свобода совести. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, то и другое не влечет никакой ответственности». К верующим запрещалось применять административные меры, разрешалось открывать воскресные школы, крестить с 18 лет и др.

15 августа 1981 г. в Бахчисарае состоялась конференция пресвитеров всех церквей ЕХБ Крыма, на которой присутствовал старший пресвитер по Украине Я.К. Духонченко. Как и в далеком 1928 г. говорили о христианском труда, о строительстве Домов молитвы, о миссионерстве, об издании духовной литературы, о служении молодежи, о подготовке проповедников и т.д.

Переломным в истории евангельской церкви стал 1988 г., когда торжественно отмечалось 1000-летие крещение Руси. После долгих лет атеизма люди потянулись к Богу. В 1990 г. Крымское объединение ЕХБ насчитывало только 12 церквей. Слава Богу! В настоящее время в Крыму служения проходят в 67 церквах и более чем 20 группах. Все церкви ЕХБ проводят евангелизацию, исполняя повеление Господа: «… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). И Слово Божие находит отклик в душах и сердцах, люди принимают Господа как своего личного Спасителя, очищаясь от грехов. Церковь евангельских христиан-баптистов выдержала нелегкие испытания, но идет своим путем, оберегаемая и хранимая Господом.