О человеке, грехе и искуплении

Одна из главнейших тем Библии — повествование о человеке, грехопадении и об искуплении от греха. Библия открывает перспективы человека относительно вечности, объясняет причину существования зла, горя, страданий. Христианское представление о человеке заключается в том, что человек — это творение Бога, созданное по образу Божьему для определенной цели, которую человек должен понять и сознательно выполнить.

Уже на первых страницах Библии содержится повествование о происхождении Вселенной, Земли и людей. Первый человек, Адам, был сотворен по образу и подобию Божьему (Быт.2:2). С тех пор, каждый человек, приходящий в мир, несет в себе образ Божий, который позволяет ему, как и Богу, взаимодействовать с другими людьми, мыслить, чувствовать и осуществлять свободный выбор.
Первые люди были сотворены чистыми и невинными — их желания не были отягчены греховным оттенком. Они не знали, что такое страх, вожделение, депрессия. У них не было никаких препятствий для общения с Создателем.

То, что люди были сотворены Богом, а не возникли сами по себе в результате эволюционных процессов, дает иную перспективу для всего человеческого бытия. Во-первых, это означает, что человек не является высшей ценностью. Его ценность исходит от Бога, который и есть высшая ценность. Следовательно, человек – не центр Вселенной. Все для человека, но человек, не для самого себя, а для Бога! Во-вторых, это означает, что человек не эманация Бога, не Сын Божий, единосущный Творцу, а только творение гениального Мастера. В-третьих, надо постоянно помнить, что тяга к вечности, неизменно присутствующая у человека, заставляет его искать удовлетворения не только своих материальных запросов, но и запросов вечных, духовных, и попытка заглушить в человеке эту тягу к вечности не будет успешна.

С самого начала люди получили указания, чем им надо заниматься (Быт. 1.28). Им была предоставлена полная свобода, содержащая единственный запрет — не есть от дерева познания добра и зла. За нарушение этого запрета следовала смерть. Адам и Ева не выдержали этого первого испытания и ослушались Бога, нарушив Его заповедь. Так был приведен в действие закон Божий о возмездии за грех (Рим.6.23). Таким образом, грех вошел в мир, а вместе с грехом в мир вошла смерть (Рим.5.12). Первые люди потеряли общение с Богом, разрушили собственную гармонию и стали болезненны и смертны.

С точки зрения Библии, человек, сотворенный по образу и подобию Бога (Быт. 1.26), как и его Творец, является существом триединым: у него есть дух, душа и тело (1 Фес. 5.23). Говоря о смерти, люди подразумевают смерть физическую, т.е. разделение души и тела, в результате чего тело лишается жизни и подвергается тлению. Такая смерть произошла с Адамом и Евой через много сотен лет после грехопадения. Однако, в момент грехопадения первые люди умерли духовно, они были разделены с Богом, их дух умер, и с тех пор люди, с точки зрения Бога, являются духовно мертвыми, не имеющими духа (Иуды 1.19; Рим.7.10). Дух, посредством которого человек общался со своим Создателем, перерастал взаимодействовать с окружающей его духовной средой и, в первую очередь, с Богом. Нарушилась внутренняя сущность человека, его триединство, и одна часть умерла. И как следствие, человек ожил для греха и беззакония, но умер для праведности, для Бога и для исполнения Его воли.

Грех характеризируется в Библии по разному: чаще всего он описывается словом «промах», т.е. непопадание в цель, которую поставил перед человеком Бог, причем всегда подчеркивается сознательный выбор человека следовать не по тому пути или не к той цели. Часто встречается определение греха как нечестия, т.е. отсутствие праведности, нарушение моральной или религиозной чистоты, или определение греха как мерзости, развращения, зла, бунта, смертельной болезни и так далее. Поэтому грех – это, с одной стороны, проступок, выражающий несоответствие Божьему закону, а с другой – сущность и состояние сопротивления Богу. Греховный проступок Адама и Евы был непопаданием в цель, которую Бог поставил перед ними, был нарушением Его закона, бунтом против Бога. Кроме того, грех вошел в природу первых людей и изменил ее, сделав смертной.

Грех, совершенный Адамом и Евой, и последовавшая за ним духовная смерть по наследству передались всем людям (Рим.5.12). После грехопадения изменилась человеческая природа, в ней начал жить и действовать закон греха. С этого времени каждый человек, рождающийся в этот мир, уже рожден в грехе (Пс.50.7). Только родившись и еще ничего плохого не сделав, он уже является грешником. Все отдельные грехи, впоследствии совершенные человеком, являются результатом того греха, который он генетически унаследовал от прародителей. Екклесиаст писал: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екк. 7.20). Грех как преступление перед Богом и как богоборческая сущность полностью поглотил людей. С позиции вечности их ждало Божье наказание – вечная смерть, потому что Бог допускает в свое присутствие только безгрешное и святое.

Божья справедливость требует наказание за человеческий грех, но Божья любовь желает спасти человека и избавить его от наказания. Но как это сделать?

Когда наступила полнота времени, Сам Бог в лице Своего Единородного Сына Иисуса Христа пришел на землю для спасения человечества (Ин.1.14). Он стал жертвой за грех всех людей. Библия говорит: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16).

Необходимым условием победы над грехом и сатаной должна была быть смерть во плоти. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2.14). Почему же именно смертью во плоти Христос смог уничтожить смерть и лишить диавола той власти, которую тот получил над человечеством в Едемском саду?

Во-первых, следует вспомнить, как смерть вошла в мир. Поводом для того, чтобы ввести в мир смерть, диавол избрал Божье постановление: «за грех – смерть». Сатана ввел человека в грех и этим самым ввел в мир смерть. Физическая наша смерть является результатом той духовной смерти, которая произошла в Едемском саду.

После грехопадения физическая смерть совершенно справедливо забирала всех живущих на земле, потому что все люди духовно мертвы, то есть мертвыми для праведности и живыми для греха, и действие закона греха, живущего в людях, проявлялось в конкретных грехах каждого человека. Каждый человек грешил (в большей или в меньшей степени), и смерть действовала справедливо, опираясь на Божий закон: «за грех – смерть».

Но однажды случилось, что смерть взяла Того, на Кого у нее не было права, — Иисуса Христа – Праведника. И как только смерть взяла Его, то немедленно сама стала виновной, ибо взяла Того, в Ком не было греха. И поэтому смерть не смогла удержать нашего Спасителя. Он расторг узы смерти и воскрес, смертью смерть поправ. Бог применил против сатаны его же оружие. Как сатана, чтобы ввести смерть в мир, воспользовался Божьей заповедью, данной для жизни, так и Бог воспользовался законом греха и смерти, чтобы истребить и то и другое.

Но и более того, на кресте Христос принял не только физическую смерть, но и смерть вторую, которая заключалась в окончательном разлучении Бога с человеком. Духовная смерть, которая произошла в Едемском саду, разлучила человека с Богом, но Бог по-прежнему любил и благословлял людей. Он еще не разлучился с человеком и позволял ему найти Себя, если человек того желал. Но вечная смерть в геенне огненной, или смерть вторая, которая ожидает грешного человека, означает окончательное отвращение Бога от него, а это гораздо страшнее, чем смерть физическая, которая означает разлучение души и тела.

Христос на кресте пережил разлуку с Отцом, о чем свидетельствовал воплем: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46). Он принял смерть вторую, чтобы избавить людей и от смерти физической, и от смерти второй, вечной!

Христу необходимо было принять смерть в плоти человеческой, чтобы спасти всего трехсоставного человека. Душа человеческая, которая есть сосредоточение личности, не может взаимодействовать с материальным миром, потому что она инородна ему. Душе необходимо тело как форма своего существования и как инструмент, через который она может соприкасаться с материей. Бог, зная это, пожелал спасти всего человека, иначе спасение теряет смысл. Он искупил и душу, и тело человека. Поэтому Христос должен был воплотиться в человеческое тело, принять в этом теле смерть и воскреснуть в обновленном теле.

Именно поэтому христианство провозглашает воскресение тел, а не просто бессмертие души. То тело, которое умерло, погребено и истлело в земле, должно восстать и обрести новую, нетленную форму. Эта безумная, с человеческой точки зрения, идея не могла прийти на ум Апостолам, она должна была прийти только от Самого Бога. Человеческим смертным телам надлежит воскреснуть: « ..Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1Кор.15.53). А для этого Искупитель Сам должен быть облеченным в плоть.

Своей смертью Христос искупил весь род человеческий и каждого отдельного человека от вины, от власти и силы греха. Божья любовь уплатила выкуп Божьей справедливости. Закон «за грех — смерть» был исполнен, но не над человеком, а над Самим Сыном Божьим. Теперь от человека зависит, принять жертву Христа или нет. Согласиться ли выйти на свободу или остаться в прежнем состоянии? Как когда-то перед Адамом стоял выбор, так и перед каждым человеком сегодня стоит выбор. Адам поверил сатане и не поверил Богу, теперь Господь установил, чтобы люди поверили Ему и не верили сатане.

Бог через Иисуса Христа сделал все, чтобы спасти человека, но спасение не дается автоматически. В некотором смысле оно зависит и от человека, хотя его часть бесконечно мала по сравнению с Божественной.