Местная религиозная организация"Первая церковь евангельских христиан‑баптистов г. Симферополя"

Что думать о себе, чтобы быть оправданным?

Авва Дорофей (христианский монах, живший в 6-7 вв) однажды имел разговор о смирении с одним из знатных граждан города Газы. Тот был удивлен, слыша слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

Авва спросил: «Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своем городе?»

Тот отвечал: «Считаю себя за великого и первого в городе».

«Если отправишься в Антиохию, за кого будешь там себя считать?»

«Там буду считать себя за одного из простолюдинов».

«Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого станешь считать себя?»

И он отвечал: «Почти за нищего».

Тогда Авва Дорофей сказал: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными».

Текст священного писания, который мы будем читать записан в Лук.18:9-14. Это притча Иисуса Христа о фарисеи и мытаре. И мы посмотрим на 5 контрастов молитвы фарисея и мытаря, на которые Иисус сделал акцент в своей притчи. Господь через это место Писания хочет показать нам, что должно думать о себе для того, чтобы быть оправданным перед Богом.

«9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»
(Лук.18:9-14)

Перед тем как Христос расскажет эту притчу, евангелист Лука показывает, для кого она предназначена, т.е. кому Иисус ее адресует «к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других.»

Как часто мы, братья и сестры, становимся на путь таких людей! Мы хотим показать свою праведность будь то через молитву, через какие-то поступки или служение, и в тоже самое время обращаем внимание на других, которые не такие как мы и осуждаем их в своем сердце.

Иисус говорит о двух молящихся в храме.
Фарисей. Набожные иудеи молились три раза в день — в 9 часов утра, в полдень и в 3 часа дня. Считалось, что особую силу молитва имела в храме, и, поэтому, в эти часы многие приходили в храм помолиться. Постились также по понедельникам и четвергам. Надо отметить, что это были рыночные дни, когда в Иерусалим приходило много народа из деревни. Постившиеся выходили на улицы с выкрашенными в белый цвет лицами и были небрежно одеты, и поэтому в эти дни наибольшее число людей могли быть свидетелями их набожности.

Вот сохранившаяся запись молитвы одного равви: «Я благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты позволил мне принадлежать к тем, кто восседает в Академии, а не к тем, кто сидят на перекрестках улиц; ибо я встаю рано, и они встают рано: я встаю ради слов закона, а они — ради суетных дел; я тружусь, и они трудятся: я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают ее; я бегу, и они бегут: я бегу к жизни мира грядущего, а они — в преисподнюю.»
Имеется письменное свидетельство, что равви по имени Джакая сказал как-то: «Если в мире только два праведных человека, то они я и мой сын, если же в мире всего только один праведный, то это — я!»
Фактически фарисей ходил в храм не молиться, а сообщать Богу, каким благородным он является.
Давайте задумаемся, а для чего мы приходим в собрание? Чтобы показать себя, чтобы осудить другого, что он не такой как я, или все же прославить Бога?

Помимо фарисея в храм вошел мытарь, сборщик налогов. Стоя вдалеке, он даже не решался поднять глаза на небо. Иисус показывает смирение мытаря, молившегося: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!», как будто он был не простым, а особым грешником, грешником из грешников. И сказал Иисус: «эта молитва убитого горем и презирающего себя человека оправдала его пред Богом, и Бог принял его».

Давайте теперь более детально посмотрим на разницу этих двух молитв для того, чтобы увидеть, в чем же был не прав фарисей, и каким образом был оправдан мытарь:

    Фарисей
  1. Смело благодарит Бога
  2. Говорит, что не грешит
  3. Осуждает других
  4. Постится на показ
  5. Дает десятину от всего
    Мытарь
  1. Стоит вдали
  2. Не поднимает к небу глаз
  3. Бьет себя в грудь в раскаянии
  4. Просит милости Божьей
  5. Осознает, что грешен

Фарисей знает, как нужно молиться, и он начинает с благодарности Богу, но это у него получается так, как будто он делает вызов Богу, своей смелостью он показывает, что он выше всех остальных и тем самым наиболее близок к Богу, почти что Бог.

Помните Саула царя, когда Самуил помазал его на царство? Он фактически был на голову выше всех в Израиле, и его Бог поставил Царем. Но как вознёсся он, так и упал. Мы хорошо знаем эту историю, и чем она закончилась. Гордость, самоправедность, не послушание.
В истории есть огромное множество примеров, когда люди возвеличивали сами себя до уровня Бога, но всех их Бог ниспровергал и показывал всем, что прах он в прах и возвратиться, а участь таких людей в вечном озере огненном. Вспомним египетского фараона, который не отпускал Израиль.

Один из таких исторических интересных примеров – Антиох Епифан, о котором пророчествовал Даниил:
«и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.»
(Дан.8:11)

Сирийский царь Антиох был очень жестоким, он был обычный тиран. Титул, которым он себя наградил, — Епифан (по-гречески — «воплощение бога») — достаточное свидетельство его высокого самомнения. Под его управлением находилась в том числе и Иудея.

Антиох уверился, что иудаизм — главная причина широкой оппозиции его политике эллинизации евреев, и поэтому прибегал к систематическим мерам по искоренению иудаизма.
Сирийский монарх, прежде всего, нанес удар по главным еврейским законам и традициям. Под страхом смерти он запретил обрезание, соблюдение субботы и даже хранение Священных книг. Однажды он арестовал двух матерей, которые тайно совершили обрезание своих сыновей, и провел их по улицам Иерусалима с младенцами на руках, а затем все четверо были сброшены с городских стен. В другой раз Антиох приказал солдатам принести в жертву в Храме свиней и заставлял евреев сделать то же самое. В Святая святых Храма была внесена статуя греческого бога Зевса.

Но фанатичные преследования иудаизма Антиохом вызвало увенчавшееся успехом восстание священнического рода Маккавеев. После этого Антиох Епифан исчез из еврейской истории. Он умер четыре года спустя, по-видимому, от венерической болезни (в 163 г. до н.э.). Антиох, несомненно, был бы поражен, узнав, что единственный народ, который еще помнит его имя, — это потомки тех религиозных евреев, которых он угнетал.

Подобно этому Антиоху и другим таким же поступает этот фарисей, который с дерзновением и гордостью обращается к Богу, порой мы сегодняшние христиане в своей гордости и тщеславии можем быть похожими на этих людей.

Фарисей считает себя праведным, безгрешным человеком, он говорит, что он «не таков, как прочие люди».

Но что говорит Писание?
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили»
(Рим.5:12)
«поэтому все согрешили и лишены славы Божией,»
(Рим.3:23)
«все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.»
(Рим.3:12)

Т.е. безгрешных людей на земле не существует с тех пор, как Адам и Ева попробовали запретный плод, все мы находимся под грехом. Так, какой смысл тогда делаться большим в чьих-то глазах, если для Бога мы все грешники и нуждаемся в наказании?

Фарисей из притчи берет на себя роль судьи и выносит приговор окружающим его людям, называя их «грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь». То есть не видя своих грехов, очень хорошо видно проблемы других людей.

Как мы можем судить о человеке, если не знаем ни его, ни всей его жизни, ни обстоятельств, в которых он находится? Конечно, часто корыстолюбивые и ленивые люди пользуются этим, но Бог знает каждого, от Него не скрыться, Он рассудит действительно праведно.

Иисус говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным.» (Иоан.7:24)
А что значит судить праведно? А это означает совсем не судить человека.
«1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.»
(Матф.7:1,2)

Поэтому, всякий раз, когда есть искушение осудить другого, подумаем о том, что ведь я сам — ничтожный, грешный человек, который ни для чего не годный, и только по милости Божией еще существую и что-то могу делать.

Фарисей делает вроде бы важное дело, он постится. Но как он это делает и с какой целью? Он считает, что этот пост превозносит его над всеми остальными, и когда он приходит к Богу, он ставит свой пост в праведность себе, причем унижая других людей.

Исайя пророчествовал:

«2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда»
(Ис.58:2-11)

Многие христиане подобно этому фарисею полагают, будто отказ от пищи является своего рода жертвой, которая позволит им стать лучше и ближе к Богу, в то же самое время забывают о мире с другими людьми, находятся в суете или бессознательном состоянии, но Слово Божие говорит: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» (Рим.14:17)
Вот какой пост Господь ожидает от нас.

Кроме поста, фарисей приписывает к своей праведности еще десятину, которую он до копеечки и до зернышка приносит Богу.

Действительно закон приношения десятин существовал во время действия Ветхого Завета. Израильтяне должны были жертвовать Богу свои десятины. Это был закон, который нужно было соблюдать. Это было что-то вроде системы налогообложения, которая существует сейчас во всех странах.
«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30)
И он ошибочно полагал, будто это оправдает его перед Богом. Делая то, что и так должен делать.
Но в Новом завете Иисус Христос упоминал о десятине только один раз, когда осудил поведение фарисеев и книжников, что было, кстати, во время действия Ветхого Завета.

Он сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.»(Матф.23:23)

Иисус Христос ни когда не упоминал о десятине после своего воскресения, а так же Его ученики. Ап. Павел установил стандарт пожертвований в церкви, который описан в 1Кор.16:1,2 и 2Кор.9:5-7.

«1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.»
(1Кор.16:1,2)

«5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.»
(2Кор.9:5-7)

Стандарт пожертвований в церкви есть «по расположению сердца» и «сколько позволит ему состояние». Сумма пожертвований может составлять 1%, 10%, 20%, 30%, 40%, 50%, 60%, 70%, 80%, 90% или 100% финансов, то есть по расположению сердца. Если бы верующие должны были жертвовать в поместную церковь только 10%, то Ап. Павел не должен был говорить: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», потому что тогда каждый бы давал одинаковую сумму денег.
Фарисей в своей молитве полагает, что своими поступками, своим служением, обрядностью и выполнением всех постановлений закона, он будет иметь расположение Божье и спасение. Но почему же Христос сказал, указывая на мытаря, что «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот»?
«потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.»
(Рим.3:20)

Т.е. закон был дан для того, чтобы показать человеку, что есть грех и чтобы сдерживать его от этого греха.
«8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.»
(Еф.2:8-10)

Не через дела спасение от Бога, но только через Иисуса Христа, который и побуждает нас делать добро. Поэтому даже самый праведный в своих глазах и глазах других людей человек, не может рассчитывать на спасение, если не обратиться ко Христу всем своим сердцем, который есть «путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6).

Искренне обратившийся же ко Христу человек будет подобно тому мытарю: стоять вдалеке, не смея поднять к небу глаз, он будет бить себя в грудь в раскаянии и просить у Бога милости, потому что осознает, что грешен и что Бог сделал для него, «смирив Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.» (Фил.2:8). Иисус Христос унизился как ни кто и ни когда: будучи Богом – принял человеческую плоть, не сделав ни одного греха – взял на себя грехи всего мира, быв оплеван и избит — взошел на Голофский крест и там умер. И на третий день Бог воскресил Его из мертвых и возвысил так высоко, как ни кто другой не может быть возвышен.

«2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.»
(Откр.5:2-5)

Иисус в заключении Своей притчи говорит о том, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Это не просто слова, эта слова подтвержденные жизнью и подвигом Самого Христа, который был унижен и Бог возвысил Его.

Этот контраст молитвы фарисея и мытаря показывает нам, какое положение мы должны занимать среди других людей, среди братьев и сестер, не осуждая ни кого, но понимая, что мы ни чуть не лучшие грешники, нуждающиеся в прощении и милости Божьей, и что лучше быть униженным, чем кого-то унизить.

Благослови нас в этом Бог. Аминь!

Автор: Алексей Соловьев