Покаяние

Процесс спасения человека можно разделить на определенные фазы: обращение, важной частью которого является покаяние, возрождение и освящение. Господь через влияние Духа Святого призывает каждого грешника. Если человек отвечает на призыв, то начинается процесс обращения.

Таким образом, порядок спасения, с точки зрения человека, такой: сначала происходит персональное призывающее действие Духа Святого, потом ответное решение человека. Если человек отверг действие Духа Святого, то обращение не происходит, но если он свободным волеизъявлением принял благодать, — то начинается процесс спасения, первым шагом которого является покаяние.

Христос, приступив к открытому служению, начал его с проповеди покаяния (Мф.4:17). К этому сводилась и проповедь Иоанна Крестителя. При завершении служения, Иисус Христос сказал Своим ученикам, что покаяние должно стать главной темой их проповеди (Лк.24:46-47). Поэтому покаяние является главным условием для тех, кто хочет верой принять Иисуса Христа и посланного на землю Духа Святого. Как некогда человек, не покаявшись, а точнее, не сотворивший достойного плода покаяния, не мог быть допущен до крещения (Мф.3:8), так и теперь: нет основания надеяться стать причастником Духа Святого тому, кто не покаялся (Деян. 2:38).

Идея «покаяние» передается как в Ветхом, так и в Новом Завете двумя разными еврейскими и греческими словами. Одно указывает на чувство озабоченности, угрызения совести, сожаления (Иов.42:5-6; Мф.21:32). Другое слово, указывает на перемену, поворот, изменения мыслей, поступков, решение начать новую жизнь. Именно в таком смысле пророки в Ветхом Завете призывали Израиль покаяться, о таком покаянии проповедовал Иоанн Креститель (Мф.3:2) и проповедники ранней Церкви (Деян.2:38). Таким образом, покаяться означает осознать, понять неправильность своей жизни и полностью изменить ее. Настоящее покаяние пронизывает всю душу человека. Если считать, что душа проявляет себя в разуме, чувствах и в воле, то истинное покаяние воздействует на человека, производя переворот и переориентацию в этих сферах. Перемена в разуме означает изменение образа мышления, переоценку прежней системы ценностей, прежнего мировоззрения, понятий и взглядов на жизнь. Перемена в образе чувств означает изменение мироощущения и его направленности: то, что раньше вызывало насмешливую улыбку, теперь вызывает слезы сострадания; многое из того, что вызывало симпатии, теперь воспринимается с брезгливым отвращением; что раньше радовало, теперь печалит. Покаяние как поворот воли означает определенное волевое усилие человека, приводящее его к правильным действиям и поступкам.

Никто из людей не смог бы покаяться, если бы не было дано ему от Бога. О том, что Бог дает покаяние говорил Христос: «Никто не придет ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин.6:37-44). Побудительными средствами к покаянию являются Слово Божье и действие Духа Святого. Читает ли человек Слово или слушает от проповедника: «оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12), но расположить свое сердце к слышанию Слова Божьего и охотно принять Его – вот действия, за которые несет ответственность сам человек, и если он делает это, то Бог несомненно дает покаяние. Под действием  Духа Святого Слово Христа просвещает сердечную тьму (Пс.17:29, Пс.118:130), вселяет веру (Еф.1:15) и побуждает к решительным действиям, как написано: «Охотно принявшие Слово Божье, крестились» (Деян.2:41). Только сочетание Слова Божьего, Духа Святого и человеческого волевого решения может совершить достойный плод покаяния – т.е. изменения в жизни.

Покаяние не ограничено местом, временем или возрастом. Слово Божье призывает не откладывать покаяние: «Бог ныне повелевает людям всем и повсюду покаяться» (Деян.17:30). Ныне – это значит сейчас, а не потом. Покаяние также не зависит о того произошло ли оно в церкви (1Кор14:24-25) или дома (Мф.6:6). Во всех случаях результатом настоящего покаяния и обращения к Богу должна стать новая жизнь во Христе (Гал.6:15).