Местная религиозная организация"Первая церковь евангельских христиан‑баптистов г. Симферополя"

Стратегия искусителя

А знаете ли вы, друзья, как нас обманывает сатана? Давайте прочитаем о первом искушении человека.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете,
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.»
(Книга Бытие 3:1-6)

Перед нами история первого в мире искушения. Что такое искушение? Словарь Даля толкует: «Искушать – это соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать лукавством». Древний змей искусил Еву, обманул, завлек лукавством. Наш библейский отрывок не только передает древнюю историю, но, что намного важнее, раскрывает сам механизм искушения – с чего оно начинается и как действует. Поэтому давайте на основании этого текста детально разберем стратегию искусителя для того, чтобы знать, как вести себя при искушении, как не поддаться ему.

Итак, первое, мы читаем: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог».

Дьявол не появляется Еве открыто, не говорит ей: «Я сатана, враг Бога, и пришел оклеветать Его и погубить вас». Мы читаем, что перед женщиной предстал не чудовищный демон, а полевое животное. И не в том виде, какой сегодня имеют пресмыкающиеся. Змей не вызывал отвращение, но, напротив, был красив до проклятия. Если бы Ева увидела истинную сущность того, кто заговорил с ней, она, наверняка, не стала бы отвечать. Мы можем предположить, что Ева была удивлена необычайным явлением говорящего змея, ведь до грехопадения человек не обладал страхом и подозрениями.

Часто искуситель обращается к нам не напрямую, а через наши лукавые сердца и плотские помышления, потому что мы, люди, обычно прислушиваемся к своей похоти. И получается, что он прячет себя под маской нашей страсти и дает понять, что этого хотим мы сами, а не он. Писание предупреждает: «…сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:14). Это значит, что главный злой дух тщательно маскируется. Например, Иисуса Христа он искушал через Петра, посылая самому апостолу «благородные» мысли (Матф. 16:21-23). Тактика сатаны – искушать через тех, кто больше всего влияет на нас, желая нам добра.

Мне вспоминается, как дети, в интернате подшучивали над кем-то. Съедали конфету, а потом в ее фантик аккуратно заворачивали кусок пластилина, и кого-то угощали. Тот человек даже не подозревал об обмане. Так поступает и сатана. К нам приходит много искушений в разукрашенных и ярких обертках. Искушение всегда притягательное и заманчивое, но это лишь его внешний вид. А внутри не сладкая конфета, а кусок пластилина…

Итак, искуситель скрыл свою сущность. Он надел маску! Обратим внимание на его следующий стратегический шаг: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?».

Хитрый змей изначально не предлагает Еве съесть плод, но искажает Божье повеление, он усиливает запрет, чтобы человек почувствовал себя обделенным. Змей внушает Еве мысль, будто Бог поступил с ними, первыми людьми, жестоко и подло – ограничил их свободу вместо того, чтобы удовлетворить все их желания. Вопрос змея можно назвать «безобидным» в том смысле, что Ева не усмотрела в нем никакого подвоха или опасности. Вопрос вовлекает в дискуссию, не раскрывая хитрого замысла искусителя.

Нам нужно уметь различать, в каком духе сказаны нам чьи-то слова. Ведь они могут звучать провокационно. Яркий пример этому – когда дьявол, искушая Христа в пустыне, цитировал Священное Писание (Матф. 4:5-7). Оно из уст искусителя звучало с присущим ему хитрым коварством. Потому Спаситель не принимал речей лукавых, но противостоял им истиной. Иов также умел не только слышать, но и чувствовать собеседника. Одного из своих друзей-обличителей Иов спрашивает: «Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?» (Иов 26:4).

Человек может говорить правильные вещи, но в духе обиды, неприязни или под давлением других негативных чувств. В этом случае слова вряд ли принесут положительный результат. Скорее всего, сказанное еще больше разобщит. Поэтому во время отрицательных эмоций лучше постараться смолчать, дать себе остыть. «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит. 25:28) – пишет Соломон. Важно вникать в себя, проверять свое сердце: почему я это говорю? что меня побуждает? Равнозначно будет верным и то, чтобы не принимать чужие слова, когда видим, что они произнесены с лукавством или злым сердцем.

Дальше мы видим, что план искусителя удается. «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». На вопрос змея женщина дает исчерпывающий ответ, досконально излагает Божью заповедь. Она высоко оценивает свободу, что даровал им, первым людям, Творец.

То, что Ева вступила в диалог, явилось для нее сетью, роковой ошибкой. Объясняя Божью заповедь, Ева ее искажает. Во-первых, она добавляет к заповеди: «и не прикасайтесь к ним», то есть к плодам. Кстати, в оригинале: «не прикасайтесь к нему», имеется в виду к дереву. Возможно, своим добавлением Ева не хотела бросить тень на повеление Бога, будто оно слишком строго, но, напротив, может, она хотела оградить саму себя от соблазна: «Не буду не только есть плоды, но даже прикасаться к дереву, чтобы не искушаться». А может, подобным образом ее наставил Адам ради ее же безопасности. Тем не менее, речь женщины звучит так, будто эти слова сказал именно Бог.

Во-вторых, мы можем заметить, что Ева убавляет от заповеди там, где говорится о последствиях. Творец говорил Адаму следующее: «…в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Из всей угрозы женщина повторяет лишь фразу «чтобы вам не умереть». Нам, людям, свойственно недооценивать последствия своих согрешений, мы можем думать: «Покаюсь – Бог простит…». Подобное легкомыслие губит. Даже если раны заживляются, шрамы могут остаться. Раны Спасителя Христа остались и после воскресения, они будут вечно напоминать, какова цена нашего искупления.

Друзья, очень опасно вступать в переговоры с искушением. В Притчах написано: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему» (Прит. 26:4). Гарнизон, вступивший в переговоры, близок к сдачи. Тот, кто желает удержаться от зла, должен держаться вдали от злых путей. Мы можем вспомнить случаи, когда поддавались провокации: где нужно было смолчать и отойти, мы начинали объясняться, и впоследствии согрешали.

В отличие от Евы Христос не вел разговоров с дьяволом, но ему запрещал, повелевал. Так же поступил и архангел Михаил, когда говорил с дьяволом о Моисеевом теле. Архангел не произнес укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуды 1:9). Переспорить или переубедить лукавого невозможно!

Итак, Ева вовлечена в разговор. Она дала пояснительный ответ! И только после этого змей говорит явную ложь: «И сказал змей жене: нет, не умрете». Первая явная ложь сказана змеем в тот момент, когда человек уже вовлечен в разговор. Теперь-то можно смело продвигать свои идеи. Дьявол отрицает, что в заповеди присутствует хоть какая-то угроза; даже если ее нарушить, то это не повлечет за собой наказания. Не думать о последствии греха и потерять страх перед нарушением Господней заповеди – вот, к чему подводит лукавый. «Вы не умрете», – говорит он в противоположность Богу. Однако этим самым искуситель противоречил своему опыту. Когда-то он был прекрасным архангелом, но из-за того, что возгордился, был низвергнут с небес и лишен славы. Враг человеческих душ испытал на себе ужасные последствия грехопадения. И он скрыл свое несчастье только с той целью, чтобы вовлечь первых людей в такое же состояние и разобщить их с Творцом.

И сегодня слышится шепот древнего змея: «Ничего страшного, можешь попробовать». Запретный плод, как говорится, сладок, но вкусивший его имеет сильную горечь. Если мы верим лжи, то наш ум повреждается, и в таком случае мы уже не способны мыслить здраво с духовной точки зрения.

Друзья, как люди становятся зависимыми от греха? Всё начинается с заигрывания грехом. Наркоман, когда пробовал наркотик, не думал, что станет наркоманом. Такую параллель можно провести со всяким грехом и пороком.

Итак, искуситель говорит, что от нарушения заповеди ничего страшного не произойдет. Но этого недостаточно, чтобы окончательно толкнуть на преступление. Необходимо внушить, что от непослушания еще есть польза: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». По словам змея, Ева, когда вкусит запретные плоды, обретет огромные возможности, которые в ее обычном состоянии недосягаемы. В этом случае она останется в выигрышном положении.

Мы можем усмотреть две приманки, что насадил дьявол на свой крючок. Первая – это любопытство: «откроются глаза ваши». Ева прельстилась не телесным, а интеллектуальным удовлетворением, она пожелала знать больше. Змей давал понять женщине: «Вы с Адамом очень ограничены в знаниях, не способны видеть дальше горизонта. Но есть возможность расширить границы своего интеллектуального кругозора, даже более того, есть возможность получить всеведение, как у Создателя. И такую способность можно получить сейчас!»

Вторая приманка под названием гордость. Змей сказал: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло». Эти слова можно истолковать следующим образом: «Вы станете равным Создателю в том, что сможете сами для себя определять добро и зло. Вы больше не будете подчиненными, но обретете самодостаточность». Какая наглая и глупая ложь: как возможно творению встать на одну ступень с Творцом?!

Гордость – это корень всех зол, она породила неповиновение Всевышнему. Наша грешная натура мнит о себе и не в силах подчиниться Божьей власти, поэтому выход только один: ее распять со страстями и похотями. Именно через гордость искуситель чаще всего цепляет нас. Мы, люди, гонимы своим честолюбием за временным и суетным, и впоследствии оказываемся у разбитого корыта.

Итак, наступила кульминация искушения. Ева верит словам змея, и потому запретные плоды уже не несут какого-либо вреда или опасения: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

После слов искусителя Ева посмотрела на запретные плоды иначе: теперь они ей понравились. До этих пор в ее сердце был покой. Ее глаза не горели страстью, когда взгляд останавливался на дереве познания добра и зла. Но теперь Ева поколебалась, и послушание Творцу стало для нее бременем. В ее понимании Бог стал тем, кто отнимает у нее счастье и посягает на ее самостоятельность. Она поверила змею. Она перестала видеть в запретных плодах какого-либо вреда или опасения. Более того, эти плоды стали в ее глазах лучше и привлекательнее, чем все остальные в саду. Ева представила, что это дерево содержит больше достоинств, чем другие, потому что именно оно дает знание.

«Начало мудрости – страх Господень» (Прит. 1:7). Когда человек перестает бояться Бога, он делает глупые и опрометчивые поступки. И эти поступки впоследствии обходятся очень дорого. Один мудрец подметил, что на земле дороже всего стоит глупость, потому что за нее человек расплачивается всем, что у него есть, даже своей жизнью. Так и Ева с Адамом потеряли дар жизни и отношения с Творцом из-за непослушания, глупо поверив словам змея. Глупость первых людей была в том, что они позволили себя обмануть, после чего необдуманно, на поводу собственной страсти вкусили запретный плод. Именно слепая, необузданная страсть толкает человека на дерзкое непослушание Богу.

Нам нужно беречь себя в чистоте, иметь Божий страх в сердце своем. Ведь когда человек игнорирует голос своей совести, она через время его уже не тревожит. Есть прекрасное стихотворение о совести.

На рынке совесть продавали…
Задаром — три рубля кило.
Все приценялись — но не брали,
Товар не брендовый давно.
Хватали: жадность, наглость, зависть,
Ложь раскупалась на «Ура».
А совесть? — бантиком украсить
И в сундучок сложить пора.
(Эд Дикий)

Итак, друзья, из всего мы видим, что цель искусителя – обмануть и в конечном итоге погубить человека. Шаг за шагом искуситель вызывает к себе доверие, этим самым вовлекая человека в размышления о запретном. И когда слова древнего змея овладевают человеческим умом и сердцем, перед грехом удержаться уже невозможно. Поэтому очень важно уметь распознавать искушение еще в его зародыше, чтобы противостоять лукавому Священным Писанием. Если мы усвоим уроки из истории об искушении Евы и начнем практиковать их, то наша жизнь преобразится. Да поможет нам в этом милосердный Бог!