Библия писалась на протяжении 1500 лет, 40 авторами. В отличие от многих других религиозных книг, Библия рассказывает о реальных событиях, местах и людях. Историки и археологи неоднократно подтверждают достоверность описываемых в ней событий.
Используя особенности личности авторов, Бог раскрывает Себя на страницах Библии. Он призывает нас познавать Его и доверять Ему.
Библия не только вдохновляет нас, она также объясняет происхождение жизни и рассказывает о характере Бога. Библия показывает нам, как жить с целью и состраданием, как относиться к другим людям. Кроме этого, она побуждает нас полагаться на Бога и радоваться Его любви к нам. Библия также рассказывает, как получить вечную жизнь.
Различные категории доказательств подтверждают историческую точность Библии, а также ее Божественное авторство. Ниже приведены несколько примеров, почему мы можем доверять Библии.
Археология подтверждает историческую точность Библии.
Археология последовательно обнаруживает имена государственных чиновников, правителей, название городов и праздников, упоминающихся в Библии, в то время как историки часто сомневаются в существовании таких людей и мест. Например, в Евангелии от Иоанна рассказывается, как Иисус исцелил калеку в купальне Вифезда. Текст даже описывает пять проходов, ведущих к купальне. Ученые сомневались в существовании купальни, до тех пор, пока археологи не нашли этот комплекс с пятью проходами (Ли Стробел «Христос под следствием»).
В Библии содержится большое количество исторических деталей, хотя они не все, обнаружены археологией. Однако, ни одна археологическая находка не противоречит Библейским текстам (археолог Нельсон Глюк писал: «Можно утверждать категорично, что нет археологической находки, которая бы противоречила библейскому упоминанию»). Множество древних локаций, упомянутых в Евангелии от Луки, в книге Деяний Апостолов Нового Завета, были идентифицированы с помощью археологических исследований.
Археология также опровергла множество ошибочных теорий относительно Библии. Например, теорию о том, что Моисей не мог написать Пятикнижие (первые пять книг Библии), потому что письменность еще не была известна в те дни. Эта теория была опровергнута после обнаружения Черной Стеллы. Этот камень был покрыт клинописью и содержал детально записанные законы Хаммурапи. Ученные датировали Черную Стеллу приблизительно 1750 г. до н.э., т.е. временем предшествующим не только Моисею, но и Аврааму.
Некоторые основные археологические находки:
- Таблички Мари — более 20 тыс. клинописных табличек, которые датируются периодом Авраама, подтверждают традиции патриархов в книге Бытие.
- Таблички Эбла — множество табличек содержат закон схожий с кодексом закона из книги Второзаконие. В табличках упоминаются название городов из 14 главы книги Бытие (Содом, Гомора и др.), которые раньше считались вымышленными.
- Таблички Нузи — содержат обычаи 14 и 15 столетий, которые подтверждают Библейские истории о патриархах, а именно ситуацию, когда в случае бесплодия жены, для продолжения рода использовали служанок.
- Черная Стелла — доказывает, что письменность и записанные законы существовали за 3 столетия перед законами Моисея.
- Законы Эшнунны (приблизительно 1950 г. до н.э.), кодекс Липит-Иштара (приблизительно 1860 г. до н.э.), законы Хаммурапи (приблизительно 1750 г. до н.э.) — показывают, что кодекс закона Пятикнижия был не слишком сложным для того периода.
- Таблички Рас-Шамра — обеспечивают информацией о еврейской поэзии.
- Лахишские письма — описывают вторжение Навуходоносора в Иудею и дают представление о временах Иеремии.
- Печать Годолия — упоминает Годолию, о котором говорится в 4 Царств 25:22.
- Цилиндр Кира — подтверждает Библейское описание указа, позволяющего евреям восстановить храм в Иерусалиме. (Ездра 1:2-4)
- Моавитский камень — дает информацию об Омри, шестом короле Израиля.
- Черный обелиск Салманасара III — рассказывает как Ииуй, король Израиля, подчинился королю Ассирии.
- Призма Тейлора (призма Синаххериба) — содержит ассирийский текст, который описывает поход ассирийского царя Синаххериба на Иерусалим во времена Езекии.
Критика и опровержение:
- Моисей не мог написать Пятикнижие, потому что жил до того как появилась письменность — письменность существовала до времен Моисея.
- Город Ур, из которого был родом Авраам, не существовал — Ур был найден, на одной из колон была найдена надпись «Аврам».
- Город, построенный из скалы (Петра) не существовал — город был найден.
- История падения Иерихона является мифом, город никогда не существовал — город был найден и раскопан. Было установлено, что стены города рухнули именно так, как это описано в Библии.
- Хетты никогда не существовали — сотни описаний удивительной Хеттской цивилизации были обнаружены.
- Валтасар не был правителем Вавилона — вавилонские таблички описывают правление Валтасара, а именно то, что Набонид, отец Валтасара, доверил ему правление.
Отличается ли современная Библия от оригинала?
Многие люди говорят о том, что Библия переводилась столько много раз, что стала неточной после стольких этапов перевода. Это было бы, вероятно, правдой, если бы перевод был сделан на основании другого перевода. Но Библия переводилась на основании оригинальных греческих, еврейских и арамейских источников, основанных на тысячах древних манускриптов. Точность Ветхого Завета была подтверждена в 1947 году после обнаружения свитков Мертвого моря. Свитки Мертвого моря содержали писания Ветхого Завета датируемые 1000 годами позднее, чем любой известный на тот момент манускрипт (полный древнееврейский текст Библии относится к 900 г. н.э., в пещерах Мертвого моря был найден, помимо других находок, полный древнееврейский текст книги Исаии, который датировали примерно к 125 г. до н.э). При сравнении самых старых текстов с наиболее ранними, точность составила 95%. Отличиями являлись незначительные вариации правописания и структуры предложения, которые не влияют на смысл (Джош Макдауэлл «Неоспоримые свидетельства»).
Относительно Нового Завета, то его можно считать наиболее надежным древний документом человечества.
Все древние манускрипты были написаны на папирусе, который был достаточно не долговечным материалом. Поэтому, людям приходилось копировать оригиналы, чтобы сохранить послание и передать его другим. Немного людей сомневаются в достоверности писания Платона «Республика», написанное около 380 года до н.э. Самая ранняя копия датируется 900 г. н.э., что составляет около 1300 лет со времени написания оригинала. Причем сохранилось всего семь копий.
«Записки о галльской войне» Цезаря были написаны около 100 — 44 годах до н.э. Копии, известные в наши дни, датируются 1000 годами после написания оригинала. До наших дней сохранились всего 10 копий.
Что касается Нового Завета, написанного между 50 — 100 годам н. э., то существуют более 5000 копий. Все написаны в пределах 50 — 225 годах после оригинала. Кроме того, известно, что переписчики Священного Писания были скрупулезны в работе по переписыванию оригинальных манускриптов. Они проверяли и перепроверяли свою работу, чтобы убедиться в точном соответствии.
Сравнение Нового Завета с другими древними книгами:
- Геродот «История», дата написания: 480 — 425 г. до н.э., ранняя копия: приблизительно 900 г. н.э., время между ранней копией и оригиналом: около 1350 лет, кол-во копий: 8.
- Гомер «Илиада», дата написания: 900 г. до н.э., ранняя копия: приблизительно 400 г. до н.э., время между ранней копией и оригиналом: около 500 лет, кол-во копий: 643.
- Фукидид «История», дата написания: 460 — 400 г. до н.э., ранняя копия: приблизительно 900 г. н.э., время между ранней копией и оригиналом: около 1300 лет, кол-во копий: 8.
- Тацит «Анналы», дата написания: 100 г. н.э., ранняя копия: приблизительно 1100 г. н.э., время между ранней копией и оригиналом: около 1000 лет, кол-во копий: 20.
- Платон «Тетралоги», дата написания: 427 — 347 г. до н.э., ранняя копия: 900 г. н.э., время между ранней копией и оригиналом: около 1200 лет, кол-во копий: 7.
- Светоний «Жизнь двенадцати цезарей», дата написания: 75 — 160 н.э., ранняя копия: 950 г. н.э., время между ранней копией и оригиналом: около 800 лет, кол-во копий: 8.
- Новый Завет, дата написания: 50 — 100 г. н.э., ранняя копия: приблизительно 114 г. н.э. (частично), приблизительно 200 г. н.э. (книги), приблизительно 325 г. н.э. (полный Новый Завет), время между ранней копией и оригиналом: около 50 — 225 лет, кол-во копий: более 5000.
(источник Джош Макдауэлл «Неоспоримые свидетельства»)
Причины доверять Евангелиям относительно описания жизни Христа.
Четверо из авторов Нового Завета записали собственные биографии о жизни Иисуса Христа. Они называются Евангелиями и являются первыми книгами Нового Завета. Когда историки пытаются установить надежность чей-либо биографии, они спрашивают: «Как много других источников сообщают такие же детали относительно этой личности?» Что касается Иисуса Христа, как много жизнеописаний сообщают похожие события из Его жизни?
Ниже подборка фактов об Иисусе Христе и где их можно найти:
- Иисус был рожден от девы: Матф.1:18-25; Лук.1:27, 34 .
- Иисус был рожден в Вифлееме: Матф.2:1; Лук.2:4.
- Иисус жил в Назарет: Матф.2:23; Марк.1:9, 24; Лук.2:51, Лук.4:16; Иоан.1:45, 46.
- Иисус был крещен Иоанном Крестителем: Матф.3:1-15; Марк.1:4-9; Лук.3:1-22.
- Иисус исцелял людей: Матф.4:24; Марк.1:34; Лук.4:40; Иоан.9:7.
- Иисус ходил по воде: Матф.14:25; Марк.6:48; Иоан.6:19.
- Иисус накормил пять тысяч людей: Мф 14:14-21; Марк.6:38; Лук.9:13; Иоан.6:9.
- Иисус учил обычных людей: Матф.5:1; Мк 1:21-22; Лук.9:11; Иоан.18:20.
- Иисус тратил свое время на социально отверженных людей: Матф.9:10; Матф.21:31; Марк.2:15, 16; Лук.5:29, Лук.7:29; Иоан.8:3.
- Иисус дискутировал с религиозной элитой: Матф.15:1-12; Марк.2:23-25; Лук.14:1-6;Иоан.8:3-9.
- Иисуса хотели убить: Матф.12:14; Марк.3:6; Лук.19:47; Иоан.11:45-57.
- Иисуса передали римлянам: Матф.27:1, 2; Марк.15:1; Лук.23:1; Иоан.18:28.
- Иисуса били плетью: Матф.27:26; Марк.15:15; Иоан.19:1.
- Иисуса распяли: Матф.27:26-50; Марк.15:22-37; Лук.23:33-46; Иоан.19:16-30.
- Иисус был погребен в гробнице: Матф.27:57-61; Марк.15:43-47; Лук.23:50-55; Иоан.19:38-42.
- Иисус воскрес из мертвых и появился перед своими последователями: Матф.28:1-20; Марк.16:1-20; Лук.24:1-53; Иоан.20:1-31.
Два Евангелия были написаны апостолами Матфеем и Иоанном, людьми которые знали Иисуса Христа лично и путешествовали с ним около трех лет. Другие две книги были написаны Марком и Лукой, людьми тесно связанными с апостолами. Составители Евангелий точно знали о фактах, о которых они писали. Кроме того, в то время когда были составлены Евангелия, все еще жили люди, слышавшие проповеди Иисуса Христа, видевшие Его исцеления и чудеса.
Поэтому ранняя церковь приняла четыре Евангелия, потому что соглашалась с тем, что записанное в них, было истиной и распространенным знанием относительно жизни Иисуса Христа.
Каждое из Евангелий читается подобно новостным сообщениям, фактически описывающим дни, в которые происходили события. Изложение у каждого евангелиста уникальное, но факты о жизни Христа и Его служения находятся в полном согласии между всеми Евангелиями.
Как были определены книги Нового Завета.
Ранняя церковь принимала книги Нового Завета по мере их написания. Авторы были непосредственными последователями Иисуса Христа, людьми, которым было доверено управление ранней церковью: евангелисты Матфей и Иоанн являлись учениками Христа; Марк и Лука были товарищами апостолов, имели доступ к апостольскому повествованию о жизни Учителя. Другие авторы Нового Завета также непосредственно были связаны с Иисусом Христом: Иаков и Иуда были Его братьями и в начале не верили в то, что Иисус является Мессией. Петр был одним из 12 апостолов. Павел начинал, как жестокий преследователь христиан и член религиозного правящего класса, в последствии убедился в воскресении Христа. Повествование Нового Завета присоединяются к тому, что тысячи свидетелей видели сами.
Когда другие книги были написаны сотнями лет позднее, для церкви было не сложно определить их как ложные. Например, евангелие от Иуды было написано последователями гностического учения около 130 — 170 г. н.э., намного позднее смерти апостола Иуды. Евангелие Фомы, датируемое около 140 г. н.э., является еще одним примером не признанного церковью писания, ложно называющееся апостольским именем. Эти и другие гностические евангелия конфликтуют с известным учением Иисуса и Ветхого Завета, часто содержат многочисленные исторические и географические ошибки (Bruce, F.F. The Books and the Parchments: How We Got Our English Bible).
В 367 г. н.э. Афанасий, архиепископ Александрийский, перечисляет список из 27 книг Нового Завета. Вскоре после него, Иероним и Августин повторили этот же список.
Необходимость определения окончательного перечня книг, которые входили в Новый Завет, была связана с тем, что церковь выросла за пределы греко-говорящего мира и появилась потребность в переводе Священного Писания. Кроме того, стали появляться учения со своими собственными священными книгами.
Итак, можем ли мы доверять Библии? Каждый должен ответить на этот вопрос сам для себя.
Здесь же, в качестве заключения, можно привести слова Бернарда Рамма теолога и апологета христианства: «Ни одну другую книгу в истории так не рубили на части, не рассекали ножами, не просеивали, не разбирали так придирчиво, не порочили. Какая философская, религиозная, психологическая книга, какое литературное произведение классических или нынешних времён подвергалось таким массированным нападениям, как Библия? Какая книга выстояла под таким огнём яда и скепсиса? С какой тщательностью и эрудицией критиковали каждую главу, каждую строчку, каждое положение Библии! Но Библию до сих пор любят, читают, и изучают миллионы людей.» (Джош Макдауэлл «Неоспоримые свидетельства»)